Новости и публикации

Актуальные новости технопарка, информация о самом интересном в мире инноваций
Технопарк среди локомотивов
13.03.2018 

Когда 1 марта президент Владимир Путин во время традиционного послания Федеральному собранию озвучил мысль о необходимости технологического прорыва в России, как гром среди ясного неба эти слова не прозвучали. В том смысле, что подобная задача, сформулированная на самом высшем уровне, была воспринята не в качестве чего-то нового и диковинного, но лишь как непосредственный сигнал к действию.

И лишнее тому доказательство — прошедший на днях в Иркутске федеральный промышленный форум «Локомотивы роста российской экономики». В нём приняли участие представители инновационных и технологических компаний, стартапов, инновационных структур, высших учебных заведений. Побывали на берегу славной реки Ангара и представители Кузбасского технопарка, которым есть что рассказать и о самом мероприятии, и о тех впечатлениях, что остались от него. Больше того — без ложной скромности скажем, что наш технопарк сумел не ударить в грязь лицом, с успехом защитив проект одного из своих резидентов. Но — обо всё по порядку.

Выражение «защитить проект» прозвучало здесь не зря. Собственно, ради защиты своих проектов и съехались на форум представители нескольких десятков компаний со всего Сибирского федерального округа. Но, конечно, не только для этого. Потому что сама повестка дня формулировала один из важнейших вопросов — «Насколько готова сейчас Россия к технологическому прорыву в промышленной сфере?». Отсюда и «побочные» вопросы. Есть ли у неё для этого ресурсы? Какими успехами уже сейчас могут похвастаться промышленные игроки? Какие проблемы стоят перед ними — административные, финансовые, организационные? Каким образом государство способно им помочь? Наконец, сможет ли ОПК, безусловно, добившийся впечатляющих достижений в своей «профильной» деятельности, работать также и на нужды мирного времени, совмещая «оборонку» с более «приземлёнными» задачами. На некоторые из этих вопросов и предстояло ответить участникам иркутского форума, куда были приглашены компании с проектами стоимостью не менее 500 миллионов рублей.

«Благодаря подобным мероприятиям становится видно, что промышленность, IT-сфера и инновации из Сибири имеют отличный потенциал для дальнейшего развития. Кузбасс и другие регионы показали, что готовы предложить для реализации интересные идеи. Так, от нашей области компания Good Line представила перспективный проект «Цифровой город», систему удобных мобильных сервисов для горожан, а резиденты Кузбасского технопарка, группа компаний "ВостЭко" и "Сибирь-Энерго" показали свои проекты интеллектуальных систем по предупреждению аварийных ситуаций на шахтах и производства экологичного энергоэффективного топлива. Кроме того, мы убедились, что федеральная власть в лице Министерства промышленности и торговли готова помогать в продвижении региональных проектов. Именно об этом говорил Президент в своём послании Федеральному собранию», — отметил председатель Совета директоров ООО «Е-лайт Телеком» (торговая марка Good Line), Вячеслав Петров, с 2017 года также возглавляющий Совет директоров АО «Кузбасский технопарк».

К слову, интересы компании «Сибирь-Энерго» представляла на форуме руководитель Центра управления проектами Кузбасского технопарка Татьяна Евменова. А всё потому, что наши земляки из «Сибирь-Энерго», являющиеся резидентами технопарка, разрабатывают интереснейший проект малотоннажного производства сжиженного природного газа и создания инфраструктуры для его потребления. Тема эта сейчас крайне актуальная — хотя бы потому, что есть курс на повышение внутреннего потребления в России природного газа как в достаточной мере экологичного топлива.

По сравнению с традиционным транспортом газомоторные автомобили выделяют угарного газа до 97% меньше, углекислого газа - на 25%, оксидов азота - до 60%, прочих углеводородных выбросов - до 70%. Использование природного газа исключает выброс в атмосферу токсичных канцерогенных веществ, а также твёрдых частиц

В данном направлении делаются конкретные шаги — скажем, не далее как в декабре 2017-го в эксплуатацию была введена первая очередь завода по сжижению газа на Ямале. Но вот, что касается малотоннажного производства — здесь производство «Сибирь-Энерго» вообще единственное за Уралом.

«В настоящий момент мощности предприятия предполагают производство порядка 13 тысяч тонн сжиженного газа в год, но есть возможность и увеличить количество производимой продукции. Естественно, есть множество проблем, зачастую и не связанных напрямую с самим производством. Так, природный газ успешно может стать заменой обычному дизелю при работе грузового и карьерного транспорта — в том числе, и в плане экономической эффективности. Однако сейчас для той же работающей на газе карьерной техники, весьма важной в кузбасской промышленности, существует большая таможенная пошлина при ввозе из-за рубежа. Существуют и иные проблемы, наличие способы решения которых я и попыталась отразить в своём выступлении», — рассказывает Татьяна Евменова.

По словам руководителя Центра управления проектами, сама защита проходила в максимально жёстком, по-настоящему деловом, режиме. Все участники были «разбиты» для работы в пяти различных секциях, по отраслевым интересам. Так, была секция, где рассматривались проблемы и задачи отечественного авиапрома и транспорта вообще. Не были обойдены вниманием и биотехнологии, а ещё в одной секции «защищались» те, кто имеет отношение к развитию моногородов. Что же касается проекта «Сибирь-Энерго», то он был зачислен в секцию под названием «Нефтехимический комплекс Сибири и создание новых материалов».

Так как газ является чистым топливом, увеличивается ресурс работы двигателя в 1,5-2 раза, а также сокращается расход масла, что минимизирует затраты

«Итак, регламент каждого выступающего составлял всего десять минут. Из них собственно защита — это семь минут, остальное время отдано под вопросы и ответы. Было много крайне интересных проектов, очень неординарных. Я даже в какой-то момент приуныла немного — нет, наш проект, конечно, тоже хорош, но вдруг затеряется на фоне остальных? Или я не смогу в должной мере объяснить его важность и нужность? Как оказалось, волновалась я напрасно!», — смеётся Татьяна Евменова.

Тут надо сказать ещё, что вся защита и обсуждение, конечно, «в песок» не уходили. Напротив, лучшие проекты отбирались для предметного рассмотрения рабочей группой в федеральном министерстве топлива и энергетики. После этого должен наступить этап выработки конкретных инструментов господдержки.  Отбор проводился серьёзный, и серьёзными же экспертами — например, в этом качестве выступил директор ассоциации кластеров и технопарков России Андрей Шпиленко.  Так вот, представленный Кузбасским технопарком проект как раз и оказался в пятёрке лучших среди всех на форуме! Теперь наработки кузбасских специалистов будут переданы в Москву, а значимость проекта была отдельно отмечена уже и в Иркутске.

Сейчас в области 35 газомоторных и гибридных карьерных самосвалов. Проходит испытания 130-тонный БелАЗ, использующий двухтопливную систему

«Это было уже во второй половине дня, «под занавес» работы форума. Стали оглашать список лучших проектов — и вдруг меня вызывают на сцену! Полнейший сюрприз! И, конечно, очень приятно, что наш проект заметили и оценили. А самое важное заключается в том, что Кузбасский технопарк в очередной раз продемонстрировал, что является настоящим институтом развития — защищает интересы своих резидентов и может успешно презентовать их проекты на самом высоком уровне», — говорит руководитель Центра управления проектами.

МероприятияНовостиО технопаркеУслугиМеры поддержкиКонтакты
Проекты